Російська мова


25 березня

Русский язык

Внеклассное чтение.

Тема: «Узнаем новое о весне»

1.      Прочитай стихотворение о весне.

2.      Ответь на вопросы:

·         О каком времени года идет речь?

·         Почему ты так думаешь?

      3.Выучи стихотворение наизусть ( на выбор)


3 февраля 


Цель: дать учащимся понятие об однозначных и многозначных словах, научить различать значения многозначных слов по контексту; совершенствовать навыки работы с толковым словарём; воспитывать любовь к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся различают значения многозначных слов; пользуются толковыми словарями.
Оборудование: учебник, толковый словарь, карточки с заданиями, схема.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     
-  Задание учащимся.
Прочитайте предложения. Объясните лексическое значение выделенных слов. Придумайте и запишите предложения, в которых эти слова имеют другое значение.
Берёзы стояли в белых платьях. Их ветки неподвижно застыли. Полный месяц глядит с небосклона. (И. Бунин) Ревела буря, дождь шумел. (К. Рылеев)

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
-  Проверка домашнего задания.
-  Тренировочное упражнение.
Спишите текст. Укажите у выделенных слов их лексическое и грамматическое значение.
Образец: (После) снегопада. Лекс. знач.— выпадение снега. Грам. знач.— сущ., м. р., Р. п., ед. ч.
После сн..гопада вдруг безоблач..ное голубое небо. Снега так воздушно ле..ки, что их не назовёшь сугробами. Снега искрятся. С..неватые от солнца тени д..рев..ев ярки, как на экране.
-  Индивидуальная работа по карточкам.
КАРТОЧКА № 1                                                   
Определите лексическое значение слова путём подбора близких по значению слов.
Образец: лазурный — светло-синий, цвета голубого неба.      
Оранжевый. Лимонный. Лиловый. Бирюзовый.   

КАРТОЧКА № 2
Определите лексическое значение, раскрывая значение частей слова.
Образец: землекоп — рабочий, который копает землю.
Сталевар, лесоруб, водолаз, змеелов.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
-  Чтение учителем стихотворения.
Пять рабочих ставят дом,
ставит опыт агроном
(он растит такую рожь —
с головой в неё уйдёшь).
Ставит счётчики монтёр,
ставит фильмы режиссёр.
(Снял он сказку «Колобок»,
чтобы ты увидеть мог!)
Мама ставит пироги
(подойди и помоги).
А диагноз ставит врач:
«Просто насморк. Спи, не плачь!»
Если кончился рассказ,
ставить точку в самый раз.
—  В одном или в разных значениях употреблено выделенное в стихотворении слово? Раскройте эти значения при помощи толкового словаря.
-  Работа со схемой.


-  Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [1] с. 125; [2] с. 24.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
-  Работа по вариантам.
Выпишите из словарной статьи в толковом словаре значения данных слов. Составьте предложения с каждым значением слова.
I вариант Добрый.
II вариант Тёплый.
III вариант Молчать.
1. Составьте и запишите предложения с прилагательным чистый, употребив его в значениях:
                       1) незагрязнённый (об одежде, посуде, комнате и т. д.)
 2) правильный (о языке); 
3) честный; 
4) не бывший в употреблении.
2. Определите, что обозначают выделенные слова в каждом предложении. В чём сходство между разными значениями одного многозначного слова? Сделайте вывод.
Лес обнажился, поля опустели. (Н. Некрасов) Не пиши на полях книги. Надень шляпу с полями.
-  Редактирование текста.
Замените повторяющиеся слова другими, чтобы они более точно называли предметы и действия.
Когда солнце опустилось к горизонту, мы сделали привал. И тут дело нашлось каждому. Несмотря на усталость, ребята быстро взялись за дело. Мальчики сделали палатки и костёр. Девочки сделали еду.
Слова для справок: остановиться, работа, развести, разжечь, поставить, приготовить ужин.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

VI. ИТОГ УРОКА
— Какие слова называются однозначными? многозначными?
— Как узнать, сколько значений имеет слово?
— Что мы узнали о разных значениях одного многозначного слова?



Цель: познакомить учащихся с особенностями слов, имеющих прямое и переносное значение; учить употреблять слова в переносном смысле; научить определять по толковому словарю прямое и переносное значение слова; развивать творческие способности; воспитывать любовь к природе.
Ожидаемые результаты: учащиеся находят в толковом словаре прямое и переносное значение слова; знают, на основании чего происходит перенос; употребляют в своей речи слова в переносном смысле.
Оборудование: учебник, схема «лексическое значение слова», толковый словарь.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     
 Вопрос и задание учащимся.
Прочитайте данный отрывок. Как вы думаете, почему внук не понял бабушку?
Бабушка: «Что-то рано в этом году ударили морозы!»
Внук: «Бабушка! Надо дать им сдачи!»

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
 Проверка домашнего задания.
 Редактирование текста.
Учитывая лексическое значение выделенных слов, скажите, какие слова в данных предложениях являются лишними. Запишите предложения в исправленном виде. При необходимости обращайтесь к толковому словарю.
С вершины горы открывается очень прекрасный вид. Мой друг заслуженно считается настоящим, много знающим эрудитом. В магазинах должны вывешиваться прейскуранты цен. Снег выпал в ноябре месяце.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
 Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [1] с. 125-127.
 Работа со схемой.


 Тренировочные упражнения.
1. Выпишите словосочетания в две колонки:
 1) с прямым значением слов;
 2) с переносным. Сделайте вывод: на основании чего происходит перенос?
Тяжёлый чемодан, тяжёлый характер; серебряный иней, серебряный браслет; лёгкая сумка, лёгкая работа, лёгкий характер; железный гвоздь, железные нервы; каменное сердце, каменное здание; твёрдый камень, твёрдое решение.
2. Найдите в словаре словарные статьи слов: весёлый, удар, загореться. Объясните, как обозначается переносное значение в толковом словаре. Составьте предложения: I вариант — с прямым значением данных слов, II — с переносным.
 Слово учителя.
Чтобы правильно понимать слова, употреблённые в переносном значении, нужно развивать в себе воображение, фантазию. У больших мастеров слова встречается совсем необычное, свежее, неизбитое употребление слов в переносном значении. Это помогает рисовать яркие запоминающиеся картины.
 Задание учащимся.
Прочтите стихотворение. Выпишите слова (в составе словосочетания), употреблённые в переносном значении. Как вы понимаете их смысл?
Здесь тишина. Возьми её и трогай,
И пей её, и зачерпни ведром.
Выходит вечер прямо на дорогу,
И месяц землю меряет багром.
Всё голубым окутано покоем,
И виден день, заброшенный в траву...
Вы спросите: «Да где ж это такое?»
А я не помню, и не назову.
(А. Прокофьев)

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
 Выборочный диктант с заданием.
Выпишите словосочетания, в которых есть слова с переносным значением. составьте с каждым из этих слов ещё одно словосочетание, употребив его также в переносном значении.
Образец: грустит подсолнух — грустит лес.
Огурцы притаились, кот притаился, малыш притаился; золотой браслет, золотое кольцо, золотые листья; лев идёт, ученик идёт, дождь идёт; проснулся ребёнок, проснулось солнце, проснулась собака.


Немає коментарів:

Дописати коментар

Наближається тиждень контрольних робіт. Ви, молодці!!! Дуже старанно працювали на протязі дистанційного навчання. Тому, я впевнена, що...